burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Якушев Виталий Викторович

Выборы Президента Республики Беларусь: правовой аспект

Основные принципы проведения выборов.


Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


Свобода выборов заключается в том, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.


Всеобщность избирательного права означает наличие права избирать у всех граждан Республики Беларусь, достигших 18 лет, за исключением недееспособных и лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.


Равное избирательное право означает наличие у каждого избирателя одного голоса, а также участие кандидатов в Президенты Республики Беларусь в выборах на равных основаниях.


Прямое избирательное право означает то, что Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь, то есть каждый избиратель напрямую голосует за выбранного им кандидата в Президенты Республики Беларусь.


Тайность голосования означает отсутствие контроля за волеизъявлением избирателей в ходе голосования, такой контроль запрещается, то есть каждый гражданин Республики Беларусь вправе рассчитывать на то, что его личный выбор останется в тайне.


Предвыборная агитация.


Гражданам Республики Беларусь предоставлено право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их политических, деловых и личных качеств, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, а также во время встреч с избирателями.


При этом важно помнить о том, что массовые мероприятия должны проводиться в соответствии с избирательным законодательством и законодательством о массовых мероприятиях.


Предвыборная агитация кандидата в Президенты Республики Беларусь начинается за 25 дней до выборов, заканчивается в 24 часа дня, предшествующего дню выборов. Агитация в день голосования не допускается.


При проведении предвыборной агитации запрещается пропаганда войны, призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, отмене или переносу срока выборов. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.


Время и место голосования.


При выборах Президента Республики Беларусь голосование проводится с 8 до 20 часов. Участковые избирательные комиссии не позднее чем за 10 дней до выборов оповещают избирателей о дне выборов, времени и месте голосования, номере телефона комиссии, а также направляют избирателям информацию о кандидатах в Президенты Республики Беларусь.


Голосование на участке для голосования.


Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.


Бюллетень для голосования выдается избирателю членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, при получении бюллетеня избиратель расписывается.


Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования, при заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.


Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования.


Запрещается выносить выданный бюллетень за пределы помещения для голосования, а также осуществлять фото- и видеосъемку заполненного бюллетеня.


Досрочное голосование.


Избиратель, не имеющий возможности в день выборов принять участие в голосовании, вправе не ранее чем за 5 дней до выборов проголосовать досрочно. При этом бюллетень заполняется в помещении участковой избирательной комиссии и опускается в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей. Официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется. Досрочное голосование осуществляется с 12 до 19 часов без перерыва в присутствии не менее двух членов участковой избирательной комиссии.


Голосование по месту нахождения избирателя.


Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов, в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии используются переносные ящики для голосования. Участковая комиссия по письменной или устной просьбе избирателей поручает не менее чем 2 членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих лиц в день выборов. Официального подтверждения причин невозможности прийти в помещение для голосования не требуется. Избиратели могут обратиться с просьбой об организации голосования по месту их нахождения в день выборов в любое время после образования участковой комиссии, а в день голосования не позднее чем за 2 часа до истечения времени голосования. Голосование по месту нахождения избирателей проводится с соблюдением требований избирательного законодательства.


Подсчет голосов.


Подсчет голосов избирателей проводится членами участковых избирательных комиссий. После завершения подсчета голосов проводится заседание участковой комиссии, на котором устанавливаются и заносятся в протокол результаты подсчета голосов. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. На заседании участковой комиссии рассматриваются, если имеются, особые мнения членов комиссии, а также жалобы и заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов. Копия протокола участковой комиссии после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.


Бюллетень по выборам Президента Республики Беларусь.


В бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в Президенты Республики Беларусь с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), даты рождения, должности служащего (профессии рабочего, занятия), места работы и места жительства, партийности.


Итоги выборов Президента Республики Беларусь.


Центральная избирательная комиссия на основании протоколов областных, Минской городской избирательных комиссий не позднее чем через 10 дней после выборов устанавливает на своем заседании и вносит в протокол следующие данные: общее число избирателей по Республике Беларусь; число избирателей, получивших бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, число избирателей, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число избирателей, принявших участие в голосовании в день выборов в помещении участка для голосования; число голосов, поданных за каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь, и число голосов, поданных против всех кандидатов; число бюллетеней, признанных недействительными; число испорченных бюллетеней; число неиспользованных бюллетеней.


Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.


Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.


Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования (опубликования) не позднее чем через три дня со дня подписания протокола об итогах выборов, а также размещается на официальном сайте Центральной комиссии в глобальной компьютерной сети Интернет.


Второй тур голосования.


Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок по решению Центральной избирательной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.


Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.


Ответственность за нарушение законодательства.


За нарушение законодательства при проведении выборов Президента Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность.


Административная ответственность предусмотрена в том числе за следующие нарушения:


- проведение агитации в день выборов либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, другие нарушения законодательства о выборах (ст. 10.9 КоАП, штраф до 15 базовых величин);

- проведение исследований и опубликование результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, выборам Президента Республики Беларусь, без получения соответствующей аккредитации (ст. 10.21 КоАП);

- распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность (ст. 19.11 КоАП);

- нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом (ч. 1 ст. 24.23 КоАП, штраф до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест);

- сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (ч. 7 ст. 24.23 КоАП).

Уголовная ответственность предусмотрена в том числе за следующие нарушения:


- разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни (ст. 130 УК);

- воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, вести предвыборную агитацию, либо воспрепятствование работе Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий (ст. 191 УК);

- организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, участие в массовых беспорядках, обучение или иную подготовку лиц для участия в массовых беспорядках, финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности (ст. 293 УК);

- организацию групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях, обучение или иную подготовку лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности (ст. 342 УК);

- неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (ст. 342-2 УК);

- заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357 УК);

- публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы (ст. 361 УК);

- создание экстремистского формирования либо участие в нем (ст. 361-1 УК);

- предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, деятельности, направленной на реабилитацию нацизма (ст. 361-2 УК);

- вербовку, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности (ст. 361-4 УК);

- прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности (ст. 361-5 УК);

- клевету в отношении Президента Республики Беларусь, содержащуюся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет (ст. 367 УК);

- публичное оскорбление Президента Республики Беларусь (ст. 368 УК);

- оскорбление представителя власти или его близких в связи с выполнением им служебных обязанностей, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет (ст. 369 УК);

- публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях (ст. 369-3 УК);

- надругательство над государственными символами (ст. 370 УК).

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено