burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Тозик Ирина Фоминична

Обмен мнением. Нужен ли суд присяжных в Республике Беларусь?

При формировании правовой позиции по вопросу об институте присяжных заседателей в Республике Беларусь полагаю необходимо исходить из следующего. 

Коллегиальность в судопроизводстве - это один из его основных принципов.

В статье 113 Конституции Республики Беларусь и статье 12 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закреплён принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах.

В силу статьи 32 УПК Республики Беларусь уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.

В пункте 46 статьи 6 УПК Республики Беларусь к судьям относятся профессиональный судья и народный заседатель. Таким образом, закон выделяет среди судей профессиональных судей и народных заседателей, которые не являются профессиональными судьями, но наделёнными правами и обязанностями профессионального судьи.

В соответствии со статьёй 3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Исходя из конституционных принципов и сложившейся судебной практики, полагаю и выражаю мнение Гомельской областной коллегии адвокатов, что данный институт  необходим, однако он требует совершенства, так как его существование в сложившейся форме, является не всегда эффективным.  

Так, при осуществлении правосудия народные заседатели пользуются всеми правами судьи и должны исполнять обязанности, предусмотренные законном. Однако на практике, народные заседатели, как правило, в ходе судебного заседания занимают пассивную позицию, а при принятии решения по существу -  руководствуются эмоциями. В результате, формируется неправильное общественное мнение о целях правосудия, неотвратимости наказания и других принципах уголовного судопроизводства.

В то же время, существование института, выражающего общественное мнение в процессе судопроизводства, является необходимостью.

В послании Президента Республики Беларусь «О перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь» предложено рассмотреть  вопрос о возможности введения института присяжных заседателей, как одну из необходимых мер по оптимизации судебной нагрузки и совершенствованию процедуры судопроизводства. Считаем, что введение данного института будет способствовать реализации основных принципов правосудия, прав обвиняемых на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов участников уголовного процесса.

Вопрос о правовом положении присяжных заседателей должен быть определен законом.

При этом, ключевым моментом должно быть положение о том, что присяжные заседатели не должны быть наделены правами и обязанностями профессионального судьи, так как суд присяжных - это особая форма судебного разбирательства, когда суд одновременно состоит из судей-профессионалов и присяжных заседателей-непрофессионалов.

При рассмотрении уголовных дел судом присяжных профессиональные судьи должны решать вопросы, требующие юридических познаний и определении  меры  наказания подсудимому, а присяжные заседатели –разрешать  вопросы, поставленные судьёй и выносить вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления. При такой форме осуществления правосудия особое место занимает принцип уголовного судопроизводства – состязательность сторон.

 В то же время, отменять институт народных заседателей  нет необходимости, так как право рассматривать дело судом присяжных должно принадлежать  обвиняемому в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Представляется,  что  при введении института присяжных заседателей, необходимо усовершенствовать подходы к порядку подбора кандидатов и формирования состава присяжных заседателей, взяв за основу международный опыт и существующую в Республике Беларусь судебную практику.

В частности, можно оставить возрастной ценз  - 25 лет, требования к личности присяжного заседателя, срок осуществления ими полномочий, избрание и утверждение списков запасных присяжных заседателей.

Целесообразно изменить подход к подбору кандидатов в присяжные заседатели и их утверждению. Например, можно предоставить такую возможность общественным организациям, трудовым коллективам, учебным учреждениям и гражданам. Объективной представляется международная практика утверждения списка присяжных заседателей исполнительными органами власти из числа кандидатов, методом случайного компьютерного (лотерейного) отбора.

         Участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных и  народных заседателей является проявлением  зрелости гражданского общества, гарантией защиты и реализации конституционных  прав, прогрессивной  мерой по оптимизации и  реформированием судебной системы.

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено