В настоящей статье кратко пойдет речь о некоторых важных нюансах при задержании лица в порядке ст. 107 УПК, с акцентом на то, что необходимо знать такому лицу и его близким.
Согласно ч. 1 ст. 107 УПК, задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Основания задержания установлены в ч.ч. 1 и 1-1 ст. 108 УПК.
К ним относятся:
1) если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;
2) если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном статьей 109 УПК;
3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
4) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.
Имеется также особое основание для задержания предусмотренное ч. 1-1 ст. 108 УПК (по решению руководителя или заместителя высшего органа ведущего уголовный процесс), но это исключительные случаи.
В любом случае, уголовное дело в отношении такого лица (задержанного) должно быть возбуждено или до задержания, или не позднее 12 часов с момента задержания иначе такое лицо должно быть освобождено.
Как видим, перечень оснований для задержания лица достаточно широк, в связи с чем, если лицо задерживается, то само по себе обжалование такого действия вне контекста защиты по уголовному делу, как правило (но не всегда) лишено всякого смысла и практического наполнения. Под понятием защита (п. 9 ст. 6 УПК) понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной защиты в целях опровержения подозрения или обвинения либо смягчения обвинения, обеспечения прав и интересов подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, а также лица, задержанного либо к которому применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства, компетентного принимать решения по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам, об оказании международной правовой помощи по уголовному делу на основе принципа взаимности либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи. Т.е. защита - это не всегда просто отрицание своей причастности к совершению какого-либо преступления или утверждение о необоснованности иного основания для задержания, отказ от дачи показаний и т.п., а более широкое и емкое понятие (универсальное для всех случаев (ситуаций)). В том числе и когда лицо, признает свою вину лишь частично, или, например, не просто полностью признается в реально содеянном а даже желает сотрудничать со следствием и необходимо обеспечение его прав в уголовном процессе, включая действия направленные на смягчение уголовной ответственности или принятия иных процессуальных решений в интересах такого лица (применение более мягкой меры пресечения, принятие мер по сохранности имущества и т.д. встреча с нотариусом для выдачи доверенности (если лицо заключается под стражу и т.д. и т.п.).
Следует отметить, что само задержание может производиться разным способом – от приглашения в орган ведущий уголовный процесс, и уже там производится само задержание, или, что бывает чаще – задержание производится на работе, по месту жительства, на транспорте, в т.ч. личном, на улице или ином общественном месте и т.д. Само задержание может производится в разных формах – от вежливого требования проследовать за сотрудниками правоохранительных органов, которые при этом представляются (представляют для обозрения свои служебные удостоверения) так и с применением спецсредств или физической силы (опять же это может происходить по-разному, наиболее, скажем так, брутальные формы задержания всякий может увидеть в различных видеороликах таких действий в том числе публикуемых самими правоохранителями в том числе в СМИ, включая телевидение). В этой связи ВАЖНО понимать, что, если вас или вашего близкого задерживают не надо сопротивляться или пререкаться с теми, кто производит задержание. У них приказ, он уже отдан, при том не ими самими, и они выполнят свою работу. Ругань, пререкательство, оскорбления, угрозы и тем более сопротивление или какие-либо угрожающие действия или действия, которые могут быть расценены правоохранителями как угрожающими им, может только перерасти в применение в отношении задерживаемого лица более решительных действий в том числе силового характера, а также решительных мер в отношении лиц, которые препятствуют производству задержания. Кроме того, это может повлечь за собой привлечение к административной ответственности как самого задержанного, так и тех, кто неправомерным образом препятствовал задержанию или даже к уголовной ответственности, например, по ст. 364 УК. В этой связи как бы ни было неприятна сама процедура, стресс, беспокойство, желание помочь близкому и т.п. – лучше все же взять себя в руки, и сосредоточится на защите против потенциального подозрения в совершении какого-либо преступления(ий), а не совершать необдуманные и бессмысленные поступки.
Согласно ст. 110 УПК, при задержании по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные статьей 41 настоящего Кодекса права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
Орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному.
О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.
Прежде чем продолжить, полагаю правильным оговориться – как должно оформляться само задержание, и порядок дальнейших действий определены законом. В какой-то мере имеется устоявшаяся практика. Но только самому задержанному принадлежит право занимать ту или иную позицию по уголовному делу и состоявшемуся задержанию, в связи с чем, оспаривать ли его, вносить свои замечания (возражения) в различные процессуальные документы – такое право принадлежит в первую очередь самому задержанному, и ему в первую очередь принимать это решение. Да, защитник обязан обжаловать любое незаконное действие органа ведущего уголовный процесс, но надо понимать, что во-первых, в момент задержания и его процессуального оформления защитник, как правило не присутствует, во-вторых, у задержанного лица не всегда бывает защитник, в-третьих, не редки ситуации, когда сам задержанный полагает что ему не нужно и не имеет смысла с кем-то спорить, особенно когда правоохранительные органы, что называется, идут ему навстречу в важных дня него (задержанного) моментах, в связи с чем, понимая что он изобличен, и не имеет смысла отрицать свою причастность в совершении какого-либо преступного деяния, или по иным мотивам, принимает решение не спорить по времени и обстоятельствам своего задержания.
Следует также отметить, что от момента задержания начинается исчисляться срок лишения свободы, включая назначенное наказание (если таковое последует по приговору суда), а главное – последующее исчисление сроков для принятия решения о применении меры пресечения, предъявления обвинения. Так, по общему правилу (ч. 3 ст. 108 УПК) в течение 72 часов с момента задержания (а не трех суток и т.п.) необходимо применить меру пресечения (глава 13 УПК) или отпустить, в этой связи, некоторые правоохранители, чтобы избежать ситуации истечения 72 часов в течение которого необходимо принимать такие процессуальные решения, а иногда и по иным мотивам, оформляют задержание позднее совершившегося факта, надумывая, например, что задержанный, не был задержан в 16 часов 00 минут 01.01.2025 (когда это фактически было произведено), а якобы был просто приглашен (в милицию) и т.д. и т.п., а задержан, к примеру, в 02 часов 00 минут 02.01.2025.
Ввиду изложенного, задержанному полезно запомнить время своего задержания, и при предъявлении ему протокола о задержании, он вправе (но не обязан) прямо указать в нем, на неточности или ошибки, а также свои жалобы (если они имеются). Например, если задержание было не в то время, или не в том месте, которое указано в протоколе, либо протокол заполнен без указания времени задержания, задержанный вправе прямо указать об этом в протоколе, в произвольной форме (своими словами). Тем более что время фактического задержания действительно часто можно доказать серьезными, а зачастую и неопровержимыми доказательствами. То же самое задержанный может повторить и при предъявлении ему постановления о задержании, закон не запрещает сделать это и ознакомления с протоколом разъяснения порядка обжалования задержания. Таким же образом задержанный вправе поступить если задержанный полагает или имело место в действительности нарушение его прав при задержании или после этого (применение физического насилия, порча имущества, пропажа вещей). Вместе с тем, задержанному следует знать, что факты, которые они указывает в протоколе подлежат проверке, и если они не подтвердятся (т.е. были надуманны или преувеличены) – то вряд ли такое может ему помочь, скорее наоборот.
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что задержание не лишает задержанного его право на защиту и юридическую помощь адвоката. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что задержанный праве защищать себя самостоятельно или с помощью адвоката (защитника). В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 45 УПК) участие адвоката (защитника) при производстве по уголовному делу является обязательным, а равно и то, что задержанный вправе пригласить своего адвоката (на практике это как правило происходит путем заключения договора на защиту с конкретным адвокатом близкими задержанного или им самим (заблаговременно)). Если задержанный не пригласил своего адвоката, то до первого допроса в качестве подозреваемого для дачи бесплатной юридической консультации ему будет предоставлен адвокат по назначению. При ЭТОМ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что задержанный не вправе определять, какого-либо конкретного адвоката (по назначению), т.е. прибудет тот адвокат, кто дежурит в этот день за конкретным органом ведущем уголовный процесс или будет выделен коллегией адвокатов, а также то, что если участие защитника по уголовному делу будет обязательным, и у подозреваемого (обвиняемого) не будет своего адвоката, то адвокат по назначению который будет прибывать для проведения обязательных следственных действий с участием такого подозреваемого (обвиняемого) может быть всякий раз разным (что зависит от занятости адвоката(ов), иных объективных причин), и такой подозреваемый (обвиняемый) также не вправе требовать предоставления ему какого-то определенного адвоката (например, того, кто был при первом допросе и т.д. и т.п.). В ЭТОЙ СВЯЗИ ВАЖНО ЗНАТЬ, что первый допрос в качестве подозреваемого это уже следственное действие, и его следует отличать от проведения опроса, который может быть произведен органом дознания (а иногда это производится и следователем) как до, так и после возбуждения уголовного дела, и при производстве опроса обязательность участия защитника законом не предусмотрено, вне зависимости от характера подозрений и оснований для задержания. Проще говоря, если вас после задержания кто-то опрашивает, в том числе путем составления протокола опроса – вы праве уточнить, является ли это действие опросом или допросом, и если это второе – то до первого допроса вам обязаны предоставить защитника. Если вы не желаете быть опрошенным, вы вправе отказаться от опроса. Это не лишает вас право передумать (в дальнейшем) или давать показания уже при допросе, или требовать предоставить вам адвоката (до первого допроса, но не опроса).
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что в соответствии с ч. 1 ст. 115 УПК, о задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному. Т.е. близким задержанного надо понимать, что отсутствие звонка из милиции или иного правоохранительного органа по поводу задержания вашего совершеннолетнего близкого лица не всегда является упущением или нечто худшим со стороны правоохранителей, а может являться и нежеланием самого совершеннолетнего задержанного чтобы кто-то узнал о случившемся, по разным, только ему самому известным мотивам (например, чтобы не тревожить, чтобы никто не узнал, чтобы не узнали родители, которых надо поберечь, или человек полагает или понимает что скоро будет освобожден, и т.д. и т.п.).
СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, что согласно ч. 3 ст. 114 УПК, органом, ведущим уголовный процесс и принявшим решение об освобождении задержанного, выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основания, мотивы и время освобождения. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению.
ВАЖНО ЗНАТЬ, что в силу п.п. 1-3 ч. 2 ст. 41 УПК подозреваемый вправе:
знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела или о признании его подозреваемым, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 59-1 УПК (т.е. кроме случаев, когда в данном документе содержатся сведения, содержащие государственные секреты);
немедленно по задержании или объявлении постановления о применении меры пресечения получить от органа уголовного преследования, осуществившего задержание или вынесшего постановление о применении меры пресечения, письменное уведомление о принадлежащих ему правах, предусмотренных настоящей статьей;
немедленно по задержании или объявлении постановления о применении меры пресечения получить от органа уголовного преследования копию постановления или протокола о задержании, копию постановления о применении меры пресечения, а также копию постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 59-1 УПК.
ВАЖНО ЗНАТЬ, что в силу п. 8 ч. 2 ст. 41 подозреваемый должен быть допрошен по его ходатайству при участии защитника не позднее 24 часов с момента фактического задержания.
При этом, следует отметить, что все сроки, установленные УПК в часах не подлежат переносу в связи с выпаданием на выходные или праздничные дни включая Новый год и т.п.
ОЧЕНЬ ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что по большинству уголовных дел, первые часы и дни после задержания, имеют большое значение по уголовному делу. От того, какую линию защиты будет занимать задержанный, от его объяснений при опросе или даче показаний при допросе, его действий и поведения до, во время, и после задержания часто определяется дальнейший ход дела, во всяком случае – к примеру мера пресечения. В этой связи, очевидно, что вести себя нужно благоразумно в любой ситуации, не теряться если произошла ошибка(и).
В заключение нельзя не отметить, что лучшим средством избежать или максимально минимизировать вероятность задержания – это не совершать преступных деяний, держаться подальше от лиц или ситуаций, которые могут повлечь за собой вопросы по линии правоохранителей, а если человек все же отступился – то заранее обдумать свои возможные дальнейшие действия. К таковым, в некоторых случаях, может быть отнесено как необходимость совершения определенных действий, так и добровольная явка в правоохранительные органы для превентивной дачи объяснений самому, или даже заявления (сообщения) о преступлении, или явки с повинной. Что касается несовершеннолетних и прочих не совсем разумных, слабовольных и т.п. близких – важен нормальный контакт с ними, доверительные отношения, направленные на реальную профилактику возможных таких серьезных правонарушений как преступление.
Я адвокат Мошкин Виталий Витальевич. Конт. тел. +375296252237, +375295625329
viber, telegram +375296252237
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://brka.by/consultation/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона. Часть 2 статьи 22-1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 "Об информации, информатизации и защите информации"/ Статья 5 Закона. |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 статьи 6 Закона, постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения |
Постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре, постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи |
Постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах). Статья 5 Закона |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |