burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Яковлев Руслан Александрович

Специфика контроля нанимателя за работниками в области трудовых правоотношений


Работники компании «Three Square Market» выстроились в очередь, чтобы им между большим и указательным пальцем руки внедрили чип размером с рисовое зерно. С помощью этих имплантатов они могут открывать двери, запускать принтер, авторизоваться в компьютере и совершать покупки в торговых автоматах компании.

Также эта компания запустила мобильное приложение, которое объединяет работу чипа с встроенным в телефон GPS, что позволяет отслеживать местонахождение чипа. Компания Uber постоянно отслеживает перемещения и уровень вождения своих сотрудников.

Некоторые китайские компании используют сенсоры в головных уборах для сканирования мозговых волн сотрудников. Это позволяет руководителям определять усталость своих подчиненных, стресс и даже такие эмоции, как злость. Также сообщалось, что одна электрическая компания использует сканирование мозговых волн для выяснения количества перерывов, которые делает работник и как долго они длятся.

Компания «Amazon» запатентовала браслеты на руку, которые ни только отслеживают местонахождение рабочих на складе, но и фиксируют движения их рук. В случае, если кладовщик тянется не за той коробкой, браслет издает сигнал и пульсирует.

Некоторые компании продают программы, которые постоянно делают снимки экрана рабочего компьютера, запоминают нажатые клавиши на клавиатуре и посещаемые интернет ресурсы, даже делают фотоснимки сотрудников на рабочем месте с помощью веб-камер.

Иногда наниматели используют специальные бейджи, которые анализируют голос работника, с каким тоном он говорит, как часто выступает на совещаниях, как долго и с кем разговаривает.

 

-Насколько все из перечисленного выше легально в Беларуси?

 

-Имеют ли право наниматели хранить у себя данные о сотрудниках, полученные в ходе мониторинга?

 

-В каких случаях сотрудник имеет право отказаться от требований работодателя по контролю и наблюдению?


В соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными), регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений.В соответствии с нормами Трудового кодекса Республики Беларусь работники в Республике Беларусь имеют среди прочего право на труд и при этом на невмешательство в частную жизнь и на уважение личного достоинства. Принудительный труд и дискриминация в сфере трудовых отношений в нашей стране запрещается.Дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается.Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.Согласно закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с письменного согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь.К служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых могут причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц и которые не отнесены к государственным секретам.На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется ограничительный гриф "Для служебного пользования".Доступ к перечню сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.Защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинить вред ее обладателю, пользователю или иному лицу.Требования по защите общедоступной информации могут устанавливаться только в целях недопущения ее уничтожения, модификации (изменения), блокирования правомерного доступа к ней.Обеспечение целостности и сохранности информации, содержащейся в государственных информационных системах, осуществляется путем установления и соблюдения единых требований по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения) и блокирования правомерного доступа к ней, в том числе при осуществлении доступа к информационным сетям.Для создания системы защиты информации используются средства технической и криптографической защиты информации, имеющие сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы, порядок проведения которой определяется Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.К правовым мерам по защите информации относятся заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий.К организационным мерам по защите информации относятся обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации.К техническим мерам по защите информации относятся меры по использованию средств технической и криптографической защиты информации, а также меры по контролю защищенности информации.Государственные органы и юридические лица, осуществляющие обработку информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяют соответствующие подразделения или должностных лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.Меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.Последующая передача персональных данных разрешается только с письменного согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.Обладатель информации в отношении информации, которой он обладает, имеет право:распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;требовать указания себя в качестве источника информации, ставшей общедоступной по его решению, при ее распространении и (или) предоставлении другими лицами;определять условия обработки информации и пользования ею в информационных системах и информационных сетях;передавать права на пользование информацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь или по договору;защищать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке свои права в случае незаконного получения информации или незаконного пользования ею иными лицами;осуществлять меры по защите информации;осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.Права обладателя информации, содержащейся в информационном ресурсе, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на информационный ресурс.Права обладателя информации не распространяются на программно-технические средства, информационные системы и информационные сети, принадлежащие собственнику, с помощью которых осуществляются поиск, получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией.Обладатель информации обязан:соблюдать права и законные интересы иных лиц при распространении и (или) предоставлении информации, которой он обладает, а также при пользовании ею;принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами Республики Беларусь установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;предоставлять достоверную, полную информацию в установленный срок;ограничивать и (или) запрещать доступ к информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено;исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Пользователь информации имеет право:получать, распространять и (или) предоставлять информацию;использовать информационные технологии, информационные системы и информационные сети;знакомиться со своими персональными данными;осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.Пользователь информации обязан:соблюдать права и законные интересы других лиц при использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей;принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь;обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, и не передавать ее полностью или частично третьим лицам без согласия обладателя информации;исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Вышеприведенная практика контроля за подчиненным персоналом и исследования способностей работников в некоторых организациях различных стран мира подразумевает длящиеся, не определенные временем отношения между подчиненным работником и руководителем. Поэтому соглашаясь на ограничение в некоторой степени своей свободы в одно время, работник должен обладать правом в любое время в последующем на отказ от такого её ограничения, связанного со своим тотальным контролем, либо систематическим глубоким исследованием. При этом отказ работника от данных условий труда согласно требованиям белорусского законодательства не должен ограничивать право работника на трудоустройство в такую организацию без этих условий по своей специальности и квалификации. На указанные отношения в основном оказывает воздействие в разных государствах народный менталитет, сложившаяся культура труда и заинтересованность работника в сравнительно с другими возможностями трудоустройства в более высокой заработной плате, в лучших условиях труда и в более значительном статусе (должности, звании).Поскольку как я выше уже указал данные способы контроля и исследования работников затрагивают в первую очередь область гражданско-правовых взаимоотношений, то действует такой принцип: разрешено все, что прямо не запрещено. Таким образом, данные методы контроля и исследования работников могут быть использованы только при наличии взаимного письменного согласия сторон, с правом работника отказаться от них в любой момент без каких-либо последствий для работка. Их применение недопустимо, если оно ограничивает, ущемляет, либо лишает прав работника, в том числе неотъемлемых, на труд, свободу передвижения, а также на использование без его согласия его фото-видеоизображения, голоса и т.п., а также если оно влечет дискриминацию в области трудовых правоотношений или затрагивает прямо запрещенные законодателем деяния. Полагаю, что к этому вопросу очень близка имеющаяся практика в Республике Беларусь изучения психофизиологическим методом с использованием полиграфа сотрудников органов ГАИ МВД, результаты которого, по нашему мнению, влияют на вопрос заключения и продления трудовых контрактов с ними. В настоящее время вопрос о соответствии действующему законодательству указанного способа исследования сотрудников органов ГАИ до конца не изучен, однако уже повсеместно применяется на практике.  Согласно действующему законодательству Республики Беларусь хранение нанимателем у себя персональных данных о сотрудниках, полученных в ходе мониторинга не запрещается, и в некоторых случаях согласно нормативным правовым и локальным нормативным актам является даже обязательным для нанимателя, если они находятся в ограниченном доступе, используются нанимателем по назначению, с соблюдением установленной системы хранения и доступа к ним в зависимости от специфики деятельности организации, в которой работает (проходит службу) сотрудник. Объем информации о сотруднике, подлежащей сохранности, согласно некоторым нормативным актам является ограниченным и исчерпывающим.  В Республике Беларусь сотрудник (работник, служащий…) всегда имеет право отказаться от требований работодателя по контролю и наблюдению, если контроль и (или) наблюдение за таким сотрудником прямо не предусмотрены специальными нормативными правовыми актами, либо нормативными актами, соответствующими требованиям законодательства, в зависимости от специфики работы (службы или деятельности) сотрудника.   При наличии соответствующих вопросов Вы вправе обратиться ко мне, адвокату Руслану Александровичу Яковлеву за юридической помощью по предварительной записи по телефону: +375297697060  Адрес: г. Минск. ул. Скрыганова, 4-А, станция метро «Молодёжная». e-mail: advokat.minsk@mail.ru    

С уважением,    адвокат Руслан Александрович Яковлев 




Добавить комментарий
0
Ирина
Я работою соц работником имеет ли право инспектор проверить меня таким образом: она целый день ходит за мной по пятам и задаёт подопечным провоцирующие вопросы.Я очень нервничаю у меня поднимается давление.Имеет ли она право проводить такой контроль.
Имя Цитировать 0
0
Guest
,
Цитата
Имя Цитировать 0
0
Guest
Цитата
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено